Перейти к выбору классного часа

Классный час «Помнить, чтобы жить!»

  • Поделиться материалом с коллегами:
Закажите грамоту

организатора классного часа

990 ₽ – экономия 741 ₽
249 ₽
Лицензия на осуществление образовательной
деятельности №5257
Перейти к выбору классного часа

Прочитайте содержание

Помнить, чтобы жить!

Помнить, чтобы жить!

(памяти жертв Холокоста посвящается)

Слайд 2-3

Что это? Вы слышите?

Это колокола. Колокола памяти…

Слайд 4-5

Каждый человек должен помнить эти даты:

22 июня 1941 года – 9 мая 1945 года.

Годы войны… Как они изменил судьбы, обагрили кровью и слезами детство, сделали короткими жизни многих мальчишек и девчонок, разрушил светлые мечты …

Слайд 6-7

Каждый человек должен помнить эти цифры:

1418 дней продолжалась битва за жизнь.

27 миллионов погибло на полях сражений, умерло от голода и лишений, замучено в концлагерях.

Слайд 8

Одним из самых страшных в мировой истории преступлений против человечества был Холокост. «Холокост» в переводе с древнегреческого означает «уничтожение огнем», «жертвоприношение». Впервые этот термин был использован лауреатом Нобелевской премии мира писателем, бывшим узником Oсвенцима и Бухенвальда Эли Визелем как символ газовых камер и крематориев лагерей уничтожения.

Слайд 9

В современном обществе это слово обозначает политику нацистской Германии, её союзников по преследованию и уничтожению евреев с 1933 по 1945 гг.

Слайд 10

Для обозначения политики германских нацистов по планомерному уничтожению еврейского этноса евреями на иврите и реже на некоторых других языках употребляется термин «Шоа́» (ивр. ‏ שׁוֹאָה‏‎‏‎ — бедствие, катастрофа); на идиш — «дритер хурбн» (идиш: ‏ ‏דריטער חורבן‏‎‏‎ — третье разрушение).

Слайд 11-14

Холокост — это символ газовых камер, печей сжигающих детей, женщин, стариков, это массовый расстрел невинных мирных людей по одной только причине – принадлежность к еврейскому народу.

С самого начала прихода к власти нацистов, евреям был придан особый статус полностью бесправной группы населения. Если представитель другой национальности мог еще рассчитывать на выживание, то у евреев такого шанса не было. Они были обречены на смерть все, без исключения.

Слайд 15

Всем евреям, в независимости от возраста, полагалось носить нашивку на одежде в виде желтой звезды или Лата («жёлтый знак» или «знак позора») — особый отличительный знак, чтобы отличать евреев в общественных местах.

Слайд 16-17

Во время Второй мировой войны евреев закрывали в гетто, которые размещались, как правило, в самых бедных районах города, где не было электричества и элементарных санитарных условий для жизни. Жизнь в гетто была невыносимой. В условиях перенаселенности и антисанитарии быстро вспыхивали инфекционные болезни. Люди голодали. Немцы намеренно морили жителей голодом. Болезни, голод и холод уносили жизни десятков тысяч жителей гетто.

Слайд 18-20

Преследование нацистами евреев прошли три этапа:

Первый: Евреи не должны иметь прав.

Второй: Евреи не должны иметь права жить среди нас.

Третий: Евреи не имеют права жить.

Слайд 21

По данным «Энциклопедии Холокоста» геноцид унес жизни около 6 миллионов евреев, почти 3 миллиона из которых были советскими гражданами.

Слайд 22

 «Память о Холокосте необходима, чтобы наши дети никогда не были жертвами, палачами или равнодушными наблюдателями» (И. Бауэр). Поэтому по решению Генеральной Ассамблеи ООН 27 января объявлено Международным днём памяти жертв Холокоста.

Слайд 23-25

Лагерь смерти Освенцим

Дата памятного дня выбрана не случайно: 27 января 1945 года Советская армия освободила крупнейший нацистский лагерь смерти Освенцим. Немецкое название лагеря Аушвиц. Он представлял собой комплекс, состоящий из концентрационного лагеря, лагеря смерти и лагеря принудительного труда, расположенный под польским городом Краковом:

Слайд 26-28

Аушвиц I - Концентрационный лагерь и лагерь смерти Аушвиц;

Аушвиц II - Концентрационный лагерь и лагерь смерти Биркенау;

Аушвиц III - Концентрационный лагерь и лагерь смерти Моновиц.

Слайд 29

Надпись над входом в лагерь гласила: «ARBEIT MACHT FREI», что означает «труд ведет к свободе». Реальность была прямо противоположной. Труд стал еще одной формой геноцида, которую нацисты называли «уничтожение работой».

Слайд 30-32

Ежедневно в лагерь смерти прибывало до 10 эшелонов, в каждом от 40 до 50 вагонов, в которых находилось от 50 до 100 человек. В печах крематория Освенцима за сутки сжигалось до 16 000 трупов. Общее число убитых (взрослых мужчин, женщин и детей) исчисляется по разным источникам от двух с половиной до четырёх миллионов человек, большая часть из которых евреи.

 

Слайд 33-40

Есть в Польше мирный городок Освенцим.

Ну, разве мог бы кто предугадать,

Что названье это с болью в сердце

Миллионы будут вспоминать.

 

Не жизнь спокойную, не город, не дома,

А ужасы войны, что заклеймила

Навеки с этим именем она

И миллионы жизней погубила.

 

А трубы крематория дымили

И ночь, и день без устали, без сна.

Нельзя нам допустить, чтобы забыли

Народы мира как страшна война!

 

Здесь все пронизано невыносимой болью:

Земля и небо, воздух и вода.

И стонет мать-земля, пропитанная кровью.

Хоть столько лет прошло! Но не ушла беда.

                                                                                              (София Зирина. Источник: Литературно-художественный

                                                                                               портал. https://www.chitalnya.ru/work/1315345/)

Слайд 41-42

Освенцим был крупнейшим и наиболее долго просуществовавшим из нацистских лагерей уничтожения, поэтому он стал одним из главных символов Холокоста. На территории лагеря в 1947 году был создан музей, который включён в список Всемирного наследия ЮНЕСКО.

Слайд 43

На оккупированных территориях, входящих ныне в Российскую Федерацию, действовали 41 гетто, в которых методично истреблялось еврейское население.

Слайд 44-52

Бабий Яр – «урочище смерти»

Но Холокост – это не только газовые камеры. В каждом городе была своя трагедия Холокоста.

Осень.  29 сентября 1941 года. Оккупированный Киев. По улицам города движется процессия из тысяч женщин, стариков и детей, везущих с собой свои вещи. По приказу немецкого командования евреи из города перемещались на «новое место жительства».

У тех, кто оказался не в колоннах, а в числе зрителей, были дурные предчувствия.

– Куда вы идете, вас же расстреляют? — крикнул какой-то смельчак.

–  Ну что вы, посмотрите, кто здесь идет! — возразили ему из толпы уходящих.

–  Понятно, что никто из нас не может воевать. А пули нужны на войне. Зачем немцам тратить на нас пули?

С этого диалога, оставшегося в истории благодаря воспоминаниям свидетелей, начиналась трагедия, которая навсегда связана с названием урочища Бабий Яр. Он стал символом трагедии евреев в Советском Союзе.

Бабий Яр был выбран немецким командованием, т.к. там было много рвов и оврагов, что облегчало задачу палачам: им не пришлось рыть глубоких могил для тысяч трупов. Кроме того, место было достаточно удалено от центра города: там легко было скрыться от любопытствующих, да и выстрелов не было слышно.  

Людей группами по 30-40 человек гнали на край глубокого оврага и в упор расстреливали. Тела падали с обрыва. Это был не просто расстрел. Это был конвейер. Одна группа немцев отвечала непосредственно за расстрел, другая укладывала трупы, третья сортировала ценные вещи, четвертая сторожила тех, кто дожидался своей «очереди».

Слайд 53-55

За два дня (29 и 30 сентября 1941 года) на окраине Киева расстреляли более 30 тысяч человек. Среди них были евреи, синти и рома, советские военнопленные, коммунисты-подпольщики.

Массовые расстрелы в урочище Бабий Яр продолжались на протяжении всего периода оккупации. По мнению ряда исследователей, только евреев из Киева и других районов Украины в Бабьем Яру расстреляли около 150 тысяч человек. А общее число казнённых не поддаётся точным подсчётам — их количество колеблется от 70 тысяч до 200 тысяч человек.

Слайд 56-66

Слился с небом косогор,
И задумчивы каштаны.
Изумрудная растёт трава.
Да зелёный тот ковёр
Нынче кажется багряным,
И к нему клонится голова.

Молча здесь стоят люди,
Слышно, как шуршат платья.
Это Бабий Яр судеб.
Это кровь моих братьев.
Это Бабий Яр судеб.
Это кровь моих братьев.

                                          А. Розенбаум «Бабий яр» 

Слайд 67-68

Расстрелы в урочище Бабий Яр стали одной из крупнейших массовых акций уничтожения в ходе Второй мировой войны. Впоследствии на территории Бабьего Яра установили несколько памятников, как жертвам Холокоста, так и другим погибшим там советским гражданам.

Слайд 69-71

Трагедии Бабьего яра посвящено несколько фильмов:

- фильм «Непокорённые» (1945), снятый Марком Донским сразу после войны;

- советская драма Леонида Горовеца «Дамский портной» (1990);

- украинская драма «Бабий Яр» (2002);

- драма Джеффа Кэнью «Бабий Яр» (2003);

- документальный фильм Сергея Буковского «Назови своё имя по буквам» (2006).

Слайд 72

Выдающимся литературным памятником Холокосту стала поэма Е.А. Евтушенко «Бабий Яр», первые стихи которой были опубликованы в 1961 г. Позже Д.Д. Шестакович на основе этого произведения написал симфонию. Поэма Е.А. Евтушенко «Бабий Яр» была переведена на 72 языка мира.

(Звучит отрывок и поэмы «Бабий Яр» в исполнении Е. Евтушенко)

Слайд 73-76

Над Бабьим Яром шелест диких трав.

Деревья смотрят грозно, по-судейски.

Все молча здесь кричит, и, шапку сняв,

я чувствую, как медленно седею.

И сам я, как сплошной беззвучный крик,

над тысячами тысяч погребенных.

Я – каждый здесь расстрелянный старик.

Я – каждый здесь расстрелянный ребенок.

(Е.А. Евтушенко «Бабий Яр»)

Слайд 76

Дети Холокоста

В ходе Холокоста погибло около полутора миллионов детей, из которых примерно 1,2 млн — еврейские дети.

Слайд 78

Одними из самых известных жертв нацизма считаются Анна Франк и её семья. Анна Франк, как и двенадцатилетняя ленинградка Таня Савичева, вела свой дневник. Дневник голландской девочки – один из наиболее известных и впечатляющих документов о зверствах фашизма – сделал имя Анны Франк знаменитым на весь мир.

Слайд 79-81

Таня Савичева и Анна Франк были почти ровесницами и писали об одном и том же – об ужасе фашизма. И погибли эти две девочки, не дождавшись Победы: Таня – в июле 1944, Анна – в марте 1945 года. «Дневник Тани Савичевой» не был издан, в нем всего 7 страшных записей о гибели ее большой семьи в блокадном Ленинграде. «Дневник Анны Франк» был опубликован после войны и рассказал о своем авторе всему миру.

Слайд 82-83

Анна Франк — еврейская девочка, уроженка Германии, после прихода Гитлера к власти скрывавшаяся с семьёй от нацистского террора в Нидерландах. С 1942 г., при оккупации Германией Нидерландов, Анна Франк пряталась от нацистов. Два года жизни она провела убежище.  Она была арестована отправлена в Освенцим, а оттуда в Берген-Бельзен, где умерла в конце войны.

Слайд 84-86

Дневник Анна получила в качестве подарка от своего отца Отто на 13-й день рождения, 12 июня 1942 года, и в тот же день сделала там свою первую запись. Хотя сам дневник представлял собой маленький альбом для автографов, Анна решила использовать его именно в качестве дневника, надеясь на публикацию дневника после освобождения Нидерландов. Свой дневник Анна назвала «Убежище».

В убежище Анна Франк пряталась от нацистов вела дневник в письмах на нидерландском языке (первым её языком был немецкий, но нидерландский она начала учить с раннего детства и поэтому говорила на нём лучше, чем её родители). Эти письма она писала своей вымышленной подруге Китти. В них она рассказывала Китти всё, что происходило с ней и с другими жителями убежища каждый день.

Слайд 87-88

Запись 19 ноября 1942:

Немцы звонят в каждую дверь и спрашивают, не живут ли в доме евреи… Вечером, когда темно, я вижу колонны людей с плачущими детьми. Они идут и идут, осыпаемые ударами и пинками, которые почти сбивают их с ног. Никого не осталось — старики, младенцы, беременные женщины, больные — все тронулись в этот смертельный поход.

Слайд 89-91

Сначала Анна вела дневник только для себя, но затем решила на его основе написать роман. Для этого девочка переписывала и редактировала свой дневник, параллельно продолжая пополнять его новыми записями. Последняя запись в дневнике датирована 1 августа 1944 года, через три дня гестапо арестовало всех, кто прятался в убежище. Сама Анна умерла в концлагере Берген-Бельзен от сыпного тифа.

Слайд 92-93

Во время ареста Анна либо обронила дневник в спешке, либо по какой-то причине не смогла его взять с собой. Сразу после ареста девочки коллега её отца Мип Гиз сумела взять дневник и спрятала в ящике стола, рассчитывая отдать его Анне, когда девочка вернутся. Когда отец Анны Отто Франк вернулся из заключения и узнал, что Анна мертва, то Гиз отдала ему дневник. Отец Анны начал переводить отдельные фрагменты дневника на немецкий, а затем в 1947 году опубликовал его.

Слайд 94-95

Эта маленькая записная книжка была предъявлена на Нюрнбергском процессе в качестве документа, обвиняющего фашизм. В 2009 году дневник был признан объектом реестра «Память мира» ЮНЕСКО.

Слайд 96-99

Праведники народов мира

Во время Холокоста коренное население разных стран относилось к евреям по-разному: кто-то был безразличен, кто-то враждебно настроен, а кто-то боялся. Были и такие люди, которые сотрудничали с нацистами, другие наживались за счет конфискованного еврейского имущества. Но и в жестоком, безнравственном мире оставались чистые и смелые люди. Именно эти немногие с удивительным мужеством сохраняли лучшие человеческие качества и, несмотря на опасность, протянули руку помощи еврейскому народу. Они не думали о смерти, которая им грозила, не думали о славе и доброй памяти, которая, возможно, ждет их впереди, они просто спасали тех, кому смерть смотрела в глаза.

Слайд 100

И поэтому мы должны знать об этих хороших людях, помогавшим евреям во время Холокоста. Мы должны учиться у них и помнить их с благодарностью и надеждой.

                                                         Проф. Эли Визель, лауреат Нобелевской премии

 Эти слова по относятся к людям, впоследствии названным Праведниками народов мира.

Слайд 101

Праведник народов мира – звание, которое израильский парламент присваивает людям разных национальностей и вероисповедания, спасавших во время войны евреев от нацистских палачей.

Слайд 102-103

Критерии присвоения звания Праведник народов мира тем немногим, кто помогал евреям в самые тяжелые для них времена были определены в 1963 году. Тогда же начала действовать общественная Комиссия, возглавляемая судьей Верховного суда Израиля, которая рассматривает каждый конкретный случай, принимает решение и несет полную ответственность за присвоение этого звания. Признанные получают медаль и Почетную грамоту, а их имена увековечивают в Яд Вашем на Горе Памяти в Иерусалиме.

Слайд 104-105

В Иерусалиме, рядом с мемориалом Яд Вашем, сооружённом в память о шести миллионах жертв Холокоста, находится Аллея праведников. Каждое дерево на ней посажено в честь людей нееврейского происхождения, рисковавших жизнью ради спасения евреев от нацистских палачей.

Слайд 106-110

У одного из этих деревьев имя Рауля Валленберга.

Шведский дипломат Рауль Валленберг, спасший жизни десятков тысяч венгерских евреев в период Холокоста. Он прибыл в столицу Венгрии 9 июля 1944 года со списком людей, которые нуждались в помощи, и 650 охранными паспортами для евреев, имевших какие-либо связи со Швецией. Вскоре он расширил границы своей опеки и начал выдавать охранные письма тысячами и приобретать дома, на фасады которых водружался шведский флаг, тем самым превращая их в неприкосновенную территорию. В эти дома, находящиеся под защитой Швеции, Рауль Валленберг селил евреев, а охранные документы позволяли их обладателям выехать в Швецию либо другие страны, представителем которых являлась Швеция. Около 4500 евреев имели такие бумаги, защищавшие их от принудительных работ и ношения еврейской звезды.

26 ноября 1963 года израильский Институт Катастрофы и героизма Яд Вашем присвоил Валленбергу звание Праведник народов мира.

Слайд 111-113

Еще одно дерево носит имя немецкого промышленника Оскара Шиндлера. Он спас почти 1200 евреев, предоставив им работу на своих заводах в Польше и Чехии. Эта история легла в основу книги «Ковчег Шиндлера» и основанного на ней фильма «Список Шиндлера». В 1962 году в честь Шиндлера было посажено дерево на Аллее Праведников. 24 июня 1993 года Оскар и Эмили Шиндлер были удостоены почетного звания Праведник народов мира.

Слайд 114-116

Ирена Сендлер – польская активистка движения сопротивления. Во время оккупации Польши посещала Варшавское гетто, где следила за больными детьми. Под этим прикрытием она и её товарищи вывезли из гетто 2 500 детей, которые потом были переданы в польские детские дома, в частные семьи и в монастыри. Детей выводили через подвалы домов, непосредственно прилегающих к гетто. Использовались для побегов и водосточные люки. Других детей выносили в мешках, корзинах, картонных коробках. В 1965 году израильский музей Холокоста Яд Вашем присвоил Ирене Сендлер звание Праведник народов мира.

Слайд 117-119

Евдокия Кабешева спасла беженцев-евреев из Смоленска: Софью Гильденберг и ее детей (10-летнюю Майю, 5-летнюю Галю и 8-месячного Борю). В феврале 1942 года Евдокия узнала от соседей о семье, ютившейся в землянке у местной юродивой. Евдокия отправилась познакомиться с ними, и ужаснулась, увидев в каких условиях находятся маленькие дети. Не дожидаясь прихода матери, она укутала в тряпки малыша, взяла за руку девочку постарше, а самой старшей велела идти за ней. Приведя детей к себе, она накормила их, а затем отправилась за их матерью, которой просто предложила перейти жить к ней. Услышав ее предложение, женщина расплакалась. Она не могла поверить, что у нее и детей появился шанс на спасение от голодной и холодной смерти. Мать и младшие сестры и брат Евдокии тоже помогали им чем могли. Совместными усилиями пережили немецкую оккупацию, дождались прихода Красной Армии в конце сентября 1943 года.

15 июля 1998 года Яд Вашем удостоил Евдокию Кабешеву почетным званием Праведник народов мира.

Слайд 121 - 123

Не важно, сколько человек было спасено от смерти, сотни или один, важно, что представитель не еврейского народа рисковал собственной жизнью, жизнью своих родных и близких, не ради денег и обогащения, а ради СПАСЕНИЯ ЧЕЛОВЕКА, чья вина заключается, по мнению фашистов, только в том, что он родился в еврейской семье. В списках Праведников народов мира 4217 человек из бывшего Советского Союза. В России это звание получили 179 человек.

Слайд 124-126

В честь каждого признанного праведником проводится церемония награждения – самому праведнику или его наследникам вручается почётный сертификат и именная медаль, на которой на двух языках – иврите и французском – выгравирована надпись: «В благодарность от еврейского народа. Кто спасает одну жизнь, спасает весь мир». Присвоение звания «Праведник народов мира» выражает собой стремление жертв отдать дань уважения людям, вставшим на их защиту во времена преследований и величайшей трагедии.

Слайд 127

Памятники жертвам Холокоста продолжают увековечивать память о жертвах геноцида евреев. Наиболее значительными из них являются:

–  Мемориальный комплекс истории Холокоста Яд Вашем, расположенный на горе Памяти в Иерусалиме. Сегодня это ведущий центр документации, изучения и преподавания истории Холокоста.

Слайд 128-129

– «Площадь Героев гетто» (г. Краков, Польша). Чтобы люди не могли спрятать дома детей, их собирали на этой площади вместе с вещами и мебелью. Большинство жителей гетто видели здесь своих родных в последний раз. Именно отсюда их отвозили в Освенцим. В память об этом на площади установили 70 железных стульев.

Слайд 130-131

– «Туфли на набережной Дуная» установлен в 2005 году на берегу Дуная в Будапеште (Венгрия). Отлитая из чугуна скульптурная композиция представляет 60 пар различной мужской, женской и детской обуви — стоптанные ботинки, туфли, башмачки, стоящие вдоль набережной у края воды.

Слайд 132-133

– Памятник жертвам Холокоста «Плиты, плиты» расположен в центре Берлина между Бранденбургскими воротами и элементами бункера бывшего руководства нацистской Германии. Представляет собой огромное поле из более чем 2700 серых плит.

Слайд 134-135

– Мемориал «Яма» расположен в Минске на месте, где 2 марта 1942 года нацистами было расстреляно около 5 000 узников минского гетто. Обелиск установлен в 1947 году.

Слайд 136-137

– В Майами (США) существует мемориал Холокоста, который заставляет всех его посетителей просто утонуть в сострадании к людям, погибшим во время нацистского истребления евреев. Памятник представляет собой архитектурный ансамбль, в центре которого скульптура вытянутой и ждущей помощи руки, которая окружена со всех сторон фигурами жертв в полный рост. Мемориал создан по проекту талантливого американского художника и скульптора Кеннета Трейстера и возведен на сбережения семейства Ротшильдов.

Слайд 138-139

– Памятник жертвам марша смерти под Кенигсбергом 31 января 1945 г. (поселок Янтарный Калининградской области) Автором мемориала является известный израильский скульптор Франк Майслер.

Слайд 140

– Памятник «Формула Скорби» посвящен евреям города Пушкин, которые стали жертвами холокоста.

Слайд 141-143

– «Трагедия народов» — мемориал, посвящённый жертвам фашистского геноцида, в Москве. Скульптурная композиция была создана Зурабом Церетели и установлена в Парке Победы недалеко от Центрального музея Великой Отечественной войны в 1997 г. Композиция представляет собой выполненную из гранита бесконечную вереницу людей: мужчин, женщин, стариков и детей. Все они похожи друг на друга, обнажены, с обритыми головами и с обречённо опущенными руками стоят в очереди за смертью. Первые три фигуры: мать, отец и сын-подросток, чьё время умирать уже настало, но женщина закрывает ребёнку глаза, а мужчина ладонью пытается защитить его грудь.

Слайд 144-145

Прошло уже более полувека после страшных событий второй мировой войны, но и сегодня массовое уничтожение мирных граждан в газовых камерах и крематория, чудовищная идея – уничтожение целого народа – Холокост, никого не оставляет равнодушным.  

Слайд 146-149

Шесть миллионов евреев – расстрелянных, удушенных в газовых камерах.

Шесть миллионов – и каждый в отдельности.

Это – память, противящаяся забвению.

Это – зов людей к взаимной близости, недоступной без запрета на убийство.

Это – убеждение: НЕТ ГЕНОЦИДА ПРОТИВ «КОГО-ТО», ГЕНОЦИД ВСЕГДА ПРОТИВ ВСЕХ.

Вот что означает ХОЛОКОСТ.

 Михаил Гефтер

Слайд 150-151

Мы не просто должны помнить ужас тех лет, мы должны быть терпимыми к другим людям, вне зависимости от расы, нации, вероисповедания и других отличий, чтобы не повторились события, унесшие жизни миллионов людей, виновных лишь в том, что были евреями.

Слайд 152-154

Каждый из нас должен помнить: многое начинается с меня, моих мыслей, поступков, моих действий. Совершая действия, помни, что ты – Человек! Прислушайся к своему сердцу, загляни себе в душу, посмотри на мир справедливыми глазами и помни, что ты – Человек! Протяни руку не для удара, а для помощи. Радуйся тому, что кто-то может быть тебе за это благодарен.

(«Равенсбрюкская молитва»)

ООО «Знанио»
Образовательная лицензия №5257
Образец Грамоты организатора